Игорь Баголей: Настоящий талант должен быть голодным. До работы Каждая роль - как отдельно взятая жизнь. Совсем недавно состоялась премьера спектакля «Пять вечеров» по Володину, но я до конца так и не понял, как относиться к своему герою. Да, мы все смотрели фильм режиссёра Михалкова, но вряд ли кто-то из нас вспомнит в нём главного инженера из Подгорска. Дело в том, что драматург Володин совсем малую долю своего внимания уделяет Тимофееву. Зачем он его вводит? В первую очередь для того, чтобы вырисовать образ ровесника, образ человека, с которым начинали, вместе учились главные герои - Тамара и Александр Ильин, с которыми у них по-разному сложились жизнь и судьба. Конечно, можно было однозначно решить, что Тимофеев - карьерист, конформист, человек бесчувственный, который идёт по головам, хотя прямо об этом ничего не сказано. Но мне хотелось показать Тимофеева со всеми его проблемами, болями, воспоминаниями, живой и подвижной психикой, хотелось сделать из него фигуру крупную, филигранную, хотелось оживить этого героя. Если быть честным, то до конца ещё сам не понял, как относиться к этому герою. Каждую репетицию Тимофеев получался у меня по-разному. Режиссёром себя не считаю. Моя режиссёрская и педагогическая деятельность - вынужденная, хотя, безусловно, и доставляет мне удовольствие. Сейчас мои студенты учатся только на втором курсе, но через пару лет нам с ними предстоит серьёзная работа - дипломный спектакль. Выбор темы для меня всегда сложный, но интересный процесс. На начальном этапе обучения и общения со студентами возникают определённые образы по отношению к ним, представления о том, какими героями каких пьес они могли бы стать. Затем все эти догадки и предощущения выходят на совершенно новый уровень, возникает определённая идея, которой заражаю себя и их. Таким образом постепенно рождается тема спектакля. Это не рациональный, но и не спонтанный выбор. Пробуй всё, пока есть такая возможность. Мне, как педагогу, естественно, хочется, чтобы мои студенты в процессе обучения попробовали практически всё. Ведь наверняка не все из них посвятят свою жизнь искусству. Поэтому я всегда говорю им: пробуйте всё, пока есть такая возможность, будьте честными, теребите свою душу. Студент должен обладать острым желанием стать большим и интересным людям, а это может случиться только тогда, когда у него горит душа и он не боится её терзать и быть успокоенным. «Я занимаюсь любимым делом да ещё зарплату за это получаю». Такая шутка ходила во времена моей молодости. Действительно, тогда даже маленькая зарплата не мешала нам называть актёрское дело любимым. Сегодня же те, кто остаётся в этой профессии, в какой-то мере полусумасшедшие люди. К нам часто приезжают режиссёры и удивляются, что в нашем театре остался золотой фонд сорокалетних, потому что в других театрах сейчас либо молодняк, который ещё не успел в бизнес уйти, либо старики, которым уже поздно куда-либо уходить. Настоящий талант должен быть голодным. Только не в прямом смысле этого слова. Талант должен быть голодным до работы. Обладать стремлением и желанием быть лучшим. Если же говорить о голодании исходя из неимения материального достатка, то это, конечно, унизительно для актёра, да и для любого человека, имеющего отношение к искусству. Самая противоречивая роль - роль Блика в «Лучших днях нашей жизни». Эта роль, как ребёнок, родилась весьма неожиданно. Удивительно, но мы с режиссёром Александром Плетнёвым сделали её быстро и с азартом. Тогда я понимал, что образ моего героя вырисовывается рискованный, в какой-то мере гротескный, на грани. Ведь в этой роли я был противопоставлен всем, всей той якобы хорошей и порядочной группе людей, которым должен симпатизировать весь зал. Одного моего героя должны были ненавидеть, но он должен был выдержать весь этот натиск. Действо напоминало спортивное соревнование, когда ты против всех, только без победителей и проигравших. Ищите в положительных героях отрицательное. Как говорил Станиславский: внутри нас намешано такое! Мы бываем слабыми и сильными, хорошими и плохими, всё зависит от окружения и жизненных обстоятельств. Сегодня, когда все говорят нам о кризисе и о том, как тяжело нашей стране выживать, конечно, хочется быть героем и на сцене, да и в жизни, а не послушно внимать сказкам, которые нам рассказывают. Дочь решила пойти по моим стопам. Это было целиком её решение, что из этого получится, увидим. Не могу сказать, что мы с женой были рады такому выбору, хотя отговаривать не стали. Сегодня, к сожалению, профессия актёра не так престижна и уважаема, как десять-двадцать лет тому назад, поэтому выбор дочери, конечно, вызывает некоторое беспокойство. Мои же родители были горды тем, что я решил выбрать для себя профессию актёра. «Газета недели» 24 ноября 2009